Кукла S&H 979 относится к раннему периоду производства, примерно 1892-1895 годы. Точный год выпуска можно определить далеко не для каждой куклы, ведь многие модели выпускались на протяжении ряда лет.
Но иногда помогает привязка к патентной хронологии фабрики. Из доступных большинству читателей источников могу назвать книгу «Cieslik's Lexikon der deutschen Puppenindustrie», в которой можно найти очень много ценной информации. Разумеется, объем книги не позволил автору сделать всеохватывающий обзор, но много данных сохранилось также в архивных документах земельных судов, в которых с 1887 года велся строгий учет нововведений, защищенных патентным правом.
17 августа 1887 фабрика защищает свое право ставить на затылках кукольных голов метку «DEP», о чем сохранилась соответствующая запись: «На обратной стороне каждой головы перед обжигом ставится метка D.E.P.».
«DEP» - от нем. deponiert, образец с патентной защитой.
А вот на голове нашей куклы, выпущенной позднее 1887 года, такой метки нет. Почему?
Объяснение этому факту можно найти у Цизликов в упомянутой выше книге. Отливки голов (например, модели 979, 939, 719) периода 1887-1895 известны в двух вариантах. Вот модель 939 на фотографии из книги Цизликов. Слева голова с широким ободком, выпущенная для немецкого рынка, то есть не предназначенная для экспорта. На таких головах маркировка «DEP» может стоять, но может и отсутствовать, как у нашей куклы. Справа голова экспортного исполнения, отлитая так, чтобы удобно было закрыть отверстие пробковым затылком. Сборка таких кукол осуществлялась уже во Франции.
Объяснение вполне логичное, но остаются сомнения, напишу ниже, почему.
Вообще, выпуск этой модели 979 с закрытым ртом начался с 1887 года. Куклы с открытыми ртами начинают производить с 1892 года. Ранние куклы часто имеют 6 зубов по аналогии с французскими. Позже был выработан стандарт 4 зуба сверху. Но некоторые ранние модели необычны тем, что имеют снизу и сверху квадратные зубы. Это были первые попытки придать открытому рту куклы наиболее реалистичный вид. Зубы формировались одновременно с открытием ротового отверстия, и операция эта была достаточно трудоемкой.
Вот на фото головы изнутри видно, как сформированы зубки.
Такие модели выпускались очень короткое время, около трех лет. Встречаются они довольно редко.
У этой куклы, выпущенной в тот же период времени, как и первая кукла S&H 979, имеется и широкий немецкий ободок, и маркировка «DEP» для экспорта, и аббревиатура S&H, отсутствующая у нашей S&H 979.
В книге Jan Foulke „Simon & Halbig Dolls.The Artful Aspect” автор иллюстрирует модель 979 фотографиями двух кукол, и у обеих на затылках только номер отливки и размер величины. Нет ни фабричной маркировки, ни метки «DEP», как и у нашей куклы.
Производились ли головы данной модели для конкретного заказчика? Сказать наверняка мы не можем, но возможно, что именно этим объясняется краткость маркировки.
Тело нашей куклы относится к раннему вальтерсхаузенскому типу немецких кукольных тел. В книге Терио „The body book“ подобные тела названы кестнеровскими телами, но встречаются они не только у кестнеровских кукол, но у кукол с головами Зимона и Хальбига. Такие тела датируются довольно коротким периодом производства, 1890-1895. Тело хорошо сформировано, имеет незакрепленные плечевые и бедренные шары-шарниры. Рука имеет цельную кисть с предплечьем.
Вообще, 700 и 900 серии Зимона и Хальбига являются очень желанными для коллекционеров, это относится как к куклам с закрытыми ртами, так и с открытыми. Производство кукол с открытыми ртами, навеянное конкуренцией, прогрессом, модой, имело дополнительные этапы по сравнению с производством кукол с закрытыми ртами. Поэтому такие куклы и были дороже.
Но в поздние 1890 годы, наверное, каждая маленькая девочка желала получить в подарок куклу с крошечными маленькими зубками – куклу новейшего образца.
Галина Хайнце