Красота ранних немецких кукол из фарфора под названием "париан" никого не может оставить равнодушным. Название это происходит от греческого острова Парос, где издавна добывался белый мрамор, признанный самым красивым мрамором в мире. За сходство этих фарфоровых кукол со скульптурами, вырезанными из паросского мрамора безупречного качества, их называют "париан".
В чем отличие кукол из париана от кукол из китайского фарфора "china" и кукол из бисквита?
"parian" - это матовый, нетонированный (всегда белый) и неглазурованный фарфор.
"china" - это нетонированный (всегда белый) и покрытый блестящей глазурью фарфор.
"вisque" - это матовый, тонированный в телесный цвет и неглазурованный фарфор.
Кукольные головы из париана изготавливались достаточно короткий период времени, примерно с 1860 до 1880 года. На смену ему пришел бисквитный фарфор, матовый и тонированный в телесный цвет. Впервые появился париан в Англии, там уже в 1840-е годы из него делались статуэтки, вазы. Лишь после 1850 года немецкие фабриканты обратили внимание на этот матовый фарфор. Рецептуру его изготовления англичане держали в тайне, пришлось самим научиться делать похожий фарфор. Такой степени качества и полупрозрачности, как у англичан, немцы не достигли, но зато немецкий фарфор (тоже, бесспорно, высокого качества) был подешевле и очень хорошо подходил для изготовления кукольных голов.
Из фарфора делались только головы с плечами и конечности, тела же шились чаще всего из мягкой белой козьей кожи, иногда и из ткани. Сама кожа изнутри часто дублировалась тканью. Набивались тела очень плотно пробковой крошкой, мелкими опилками, конским волосом. Куклы были довольно большого размера, 40 - 65 см.
Большой интерес представляют именно головы кукол. Лепные прически этих дам затейливо украшены различными бантами, перьями, диадемами, цветами. Представлены всевозможные головные уборы: шляпы, чепчики, тюрбаны. Украшались также плечевые пластины, здесь и бантики, и крестики, и бусины. Лепные кружева изготавливались путем опускания настоящего кружева в жидкую фарфоровую массу - шликер. При запеке ткань выгорала, получалось тонкое ажурное кружево.
Лепные украшения иногда отливались вместе с головой в одной форме, а иногда долепливались вручную перед обжигом. Роспись очень интересная, тонкая, многоцветная.
Сами головы чаще отливались вместе с плечами в виде цельной отливки. Но иногда использовались две формы, голова отдельно и плечи отдельно.
Глаза у этих кукол, как правило, рисованные. У более поздних встречаются интаглио-глаза с углублениями в области радужки и зрачка. Изредка можно встретить кукол со стеклянными глазами, это более поздние куклы. Стеклянные глаза, как правило, вставлялись не на фарфоровой фабрике, а у фабрикантов-стеклодувов. Эта кукла сделана на фабрике Зимона и Хальбига примерно в 1875 году, она имеет маркировку "S 12 H".
С начала 1870 года фарфор для кукольных голов начинают тонировать в телесный цвет, чтобы достичь большего сходства с кожей человека. Тонировка иногда настолько легкая и нежная, что трудно бывает понять, париан это или бисквит. Лидия Рихтер советует иметь под рукой голову из париана как образец и сравнивать ее поверхность изнутри и снаружи с определяемой головой. Увы! Не многим из нас этот совет подойдет, так как куклы очень дорогие, не всем по карману. Трудность отличия бисквита от париана является одной из причин, почему подобные куклы объединяют иногда под общим названием "куклы типа париан". Эти две кукольные головы сделаны на фабрике Dornheim, Koch & Fischer (Грэфенрода, Тюрингия) по одной модели. Слева голова из париана. Справа цельная отливка с плечами из бисквита, сделанная позже, после 1890 года. Здесь уже появляется открытый рот с зубами. Стеклянные глаза и прически одинаковые, но бисквитная украшена цветами.
Еще фото кукол из бисквита
Разные фарфоровые фабрики выпускали такие кукольные головы, все известные маркировки этих фабрик есть в книге Лидии Рихтер "Antike Puppen aus China-, Parian, und Biskuitporzellan".
Среди них фабрика Alt, Beck & Gottschalck. Это отливка 894 ( "Королева Луиза"), примерно 1890 год. Два исполнения, оба париан, с рисованными и стеклянными глазами. Слева изображение королевы Луизы с голубым шлейфом вокруг шеи.
Тоже Alt, Beck & Gottschalck, номер 1054, бисквит, 1880 год.
Это уже другая фабрика, Dornheim, Koch & Fischer. Очень светлый бисквит, исполнение в мейсенском стиле, пр.1875 год.
Этот юный кавалер той же фабрики известен под именем "Дрезденский джентльмен", 1865 год, париан.
Фарфоровая фабрика Hertel, Schwab & Co. Париан, пр.1875 год.
Фарфоровая фабрика C.F. Kling. У кукол Клинга очень красивые лица, на фабрике была создана очень удачная модель, которая выпускалась в различных вариантах, менялись прически, украшения. Поэтому лица кукол этой фабрики очень узнаваемы.
Очень интересные куклы с маркировкой, подобной "алфавиту Кестнера" - буква между двумя цифрами. Эти куклы предположительно сделаны на фабрике Кестнера.
Маркировка 5С5
Маркировка 2К3
маркировка 5V5
Такие великолепные куклы не могли не привлечь внимания художников-репликантов. На антикварном рынке можно встретить репродукции этих кукол, не только современные, но и винтажные. Американским коллекционерам известны работы Эммы Клер (Emma Clear). Она начала свою карьеру в 1888 году, сначала реставрировала кукол и шила платья для них. В 1908 году она открыла кукольную клинику "Humpty Dumpty Doll Hospital" в Буффало, Нью-Йорк.
Для реставрации кукол ей потребовалось самой изготавливать различные части тел из фарфора. Постепенно она освоила различные техники производства и росписи. В 1917 году Эмма Клер со своим кукольным госпиталем переезжает в Лос-Анджелес, продолжает развивать свое ремесло. И в 1939 году в продаже появляется ее первая репродукция куклы "Jenny Lind", которая выпускалась на немецкой фабрике Альт, Бек и Готтшальк с 1860 года. Это портретная кукла, посвященная известной певице Дженни Линд, которую за прекрасный голос называли "шведский соловей". Она обладала очень красивой внешностью.
Фото певицы Дженни Линд
Антикварная "Дженни Линд" из глазурованного "china" фарфора
А это реплика "Дженни Линд" от Эммы Клер
С 1941 по 1947 год Эмма Клер делала реплики кукол "париан" и "бисквит", постепенно добилась такого совершенства, что они почти не отличаются от оригинала. Конечно, реплики всегда подписаны ее именем, часто на них стоит год изготовления куклы.
Сама художница говорила, что "мы делаем кукол не из подражания, а для того, чтобы красоту и шарм старых кукол сохранить и приумножить с помощью новых техник".
Эмма и ее муж долгие годы работали без отпуска и выходных по 12 часов в день. Таким спросом пользовались ее куклы в Америке. Они и сейчас встречаются в продаже на американском рынке. Эмма Клер по праву считается одним из самых первых американских художников авторской куклы.
Галина Хайнце
http://tantelina.livejournal.com
Источники:
Lydia Richter "Identifying German Parian & Bisque German Dolls".
Cieslik, Jurgen & Marianne, German Doll Encyclopedia 1800-1939, Hobby House Press, 1985,
Krombholz,Mary Groham, German Parian Dolls, 2006, Reverie Publishing,
Coleman, The Collector's Encyclopedia of Dolls Vol. 2, Crown Publishers, 1986,
Richter, Lydia, China, Parian & Bisque German Dolls, Hobby House Press, 1993