Антикварный салон «Саксония»
Антикварный салон «Саксония»

Салон / Статьи / Кукольный город «Mon plaisir»

Кукольный город «Mon plaisir»

 

В продолжение темы антикварных кукольных домов я хотела бы рассказать об одной замечательной коллекции.
Маленький немецкий город Арнштадт находится в стороне от проторенных туристских троп, и не все знают о том, что в музее города, расположенного на Дворцовой площади, выставлен миниатюрный город для кукол. Культурная и историческая ценность этого города, вероятно, единственного в мире, выходит за рамки сопоставимых с ним кукольных домов в Нюрнберге, Амстердаме, Утрехте, Франкфурте или Лондоне.
Создателем этого уникального собрания, имеющего почти 300-летнюю историю, была принцесса Августа Доротея Шварцбург-Арнштадская (1666-1751), супруга герцога Антона Гюнтера II. Шварцбург-Арнштадского. Герцог был большим покровителем музыки и страстным коллекционером антиквариата и предметов искусства. Во время его правления Арнштадт стал важным культурным центром. К примеру, в 1702 году он пригласил Иоганна Себастьяна Баха, которому в то время было всего 17 лет, для работы органистом. Бах проработал в церкви святого Бонифация в Арнштадте до 1707 года.

В 1699 году Августа Доротея получила в подарок от мужа большой участок земли, на котором был выстроен замок Аугустенбург. Здесь была собрана большая коллекция фарфора, картин, а также знаменитый кукольный город "Мон Плезир" – точная копия барочной резиденции в миниатюре.
«Mon plaisir» – «моя отрада» назвала свой кукольный город Августа Доротея.

 

 

Почти 50 лет, с 1701 по 1751, посвятила она созданию коллекции, в которой находятся 26 прекрасно сохранившихся домов с 84 комнатами и около 400 кукол размером 16 -35 см. Представлены все социальные уровни немецкого города XVIII столетия. Мы видим сотни фигур, мебель, инструменты, кухонные приборы, бытовую и праздничную одежду – все это исторически подлинное и достоверное.

Многие куклы являются настоящим произведением искусства, головы их вылеплены из воска. Над многими куклами трудились два монаха-францисканца, обучавшиеся скульптурному ремеслу в Италии. Целый ряд кукол имеет портретное сходство с личностями, находящимися в непосредственном окружении принцессы.

Почти все кукольные головы изготовлены с применением негативных форм, методом отливки из воска. Старые рецепты восковых масс содержат такие составные части как терпентин, отвердители, свиной жир, киноварь или свинцовый сурик, который придают пчелиному воску необходимую консистенцию и цвет. Цветовая гамма лиц различна, от белого и цвета слоновой кости до розового, телесного и загорелого коричневого оттенка.

 

 

 

Особенностью многих кукол является наличие стеклянных глаз. У маленьких кукол это шарики черного цвета, у кукол большего размера глаза имеют радужку и зрачок.
Лица кукол имеют дополнительную роспись маслом или подкрашенным жидким воском. Почти все головы украшены прическами из овечьей или козьей шерсти, иногда это лен или натуральный волос.
Устройство кукол можно посмотреть на этом рисунке, оно простое, но я думаю, это должно быть интересно современным художникам-кукольникам. Наряду с этой модификацией здесь есть и другие, например, куклы с мягкими телами.


 

Особенно интересно разглядывать одежду кукол, которая отражает моду первой половины XVIII столетия. Платья кукол-придворных дам сделаны из дорогого шелка, броката, тафты или сатина. Для изготовления платьев кукол брались кусочки материи, из которых шились наряды и самим придворным дамам. Отличительным признаком платья высокосветских дам был узкий, богато украшенный лиф с глубоким овальным вырезом, длинными или длиной ¾ рукавами с воланом, широкая сборчатая юбка. Платья богато расшиты кружевом, вышивкой. У некоторых кукол из-под юбок выглядывают крошечные туфельки, сделанные из шелкового броката.
Мужская придворная мода включала белые сорочки и белые или черные галстуки в виде повязки вокруг шеи, из льна, хлопка или тончайшего батиста, узкие до колен брюки, поверх них такого же цвета юбку. Сверху надевались жилет из дорогой ткани и камзол, богато расшитый золотой тесьмой.

 

 

Женщины городского населения носили узкий лиф-корсет, под ним часто белую или другого цвета блузку, широкую и длинную юбку с передником. Головной убор в виде украшенного кружевами чепчика завершал наряд.
Мужчины низших сословий носили льняные сорочки, брюки и чулки из грубой шерсти, сверху длинные юбки, иногда жилеты или белые льняные кители. На головах шляпы-треуголки или плоские шляпы.

 

 

Вот эта интересная кукла из сцены «Ярмарка», изображающая ученого. Это одна из кукол с портретным уникальным лицом и единственная из всех кукол коллекции, которая носит очки. Кукла в небычной складчатой юбке из зеленого шелка и с длинной деревянной тростью с серебрянной рукояткой.

 

 

Каждая кукольная комната коллекции представляет определенную жанровую сцену из жизни города. Например, это католическая церковь.

 

 

Это одна из почтовых станций, через которые курсировали почтовые кареты, а также останавливались путешественники для отдыха и смены лошадей. Лошади и другие животные также отлиты из воска.

 

 

 

Примерно треть всей коллекции показывает убранство дворцовых комнат.
Голубая парадная комната для визитов обита тканью, мебель, камин, гобелены сделаны с тщательной проработкой деталей.

 

 

Еще одна парадная дворцовая комната для дамских посиделок с роскошной потолочной архитектурой, картина на потолке представляет «небесный концерт».

 

 

Игровая комната для различных настольных игр.

 

 

Музыкальная комната. В нотных тетрадках музыкантов настоящие ноты и тексты песен.
Необычный инструмент, стоящий срава на переднем плане, изобретен в 1575 году Гансом Хайденом в Нюрнберге. Музыкант обеими ногами с разной скоростью нажимает на педаль, приводя в движение большое колесо, затем начинают двигаться и издавать мелодичные звуки маленькие колеса, обтянутые пергаментом.

 

 

 

Зеленый кабинет с великолепным камином в голландском стиле.

 

 

Это одна из самых маленьких комнат, в которой сидит медитирующий философ со своей библиотекой. Книги, молитвенники, календари являются миниатюрными печатными и рукописными изданиями.

 

 

 

Фарфоровый кабинет был обязательной частью каждого дворца XVIII столетия.
Фарфоровые миниатюры коллекции имеют большей частью китайское и японское происхождение.


 

Тронная комната для аудиенций. Герцогиня сидит в троне под балдахином, держит на цепочке маленькую обезьянку, в то время это было очень модно и престижно.


 

Танцевальная комната как непременный атрибут дворцового этикета.

 

 

Странствующая театральная труппа на дворцовой сцене.

 

 

Cцены из жизни ремесленников города. Уличные торговые лавки.

 

 

 

 

 

Мясная лавка. Фигура женщины, просящей подаяние, показывает, насколько реалистично выстроены жанровые сцены.

Высшее общество очень любило экзотику, почти в каждом дворце был свой мавр, которого часто перевозили в Европу вместе с семьей, выделяли жалование и комнату для проживания.

 

 

Аптека с множеством пузырьков и склянок, в некоторых, по словам музейных работников, сохранились высохшие остатки лекарств.

 

 

Комната портного.

 

 

 

Парикмахер.

 

 

Дворцовая кухня со множеством предметов из меди, дерева, железа, олова. В центре огромный голландский камин.

 

 

Августа Доротея рано овдовела, она осталась бездетной, страстному коллекционированию фарфора, картин, кукольных домов, а также ювелирных изделий посвятила она всю свою жизнь. Известно, что принцесса имела долги, ее долговая сумма к 1707 году достигла 18000 талеров, за этим последовали судебные процессы. Эрфуртский монастырь урсулинок пожертвовал 600 талеров для погашения долга принцессы, в благодарность она переходит в католицизм в 1715 году.
Некоторые кукольные сцены коллекции отражают жизнь монахинь-урсулинок.
Например, это монастырская школа, где городские девочки могли обучаться различным ремеслам, вышивке, шитью, прядению.

 

 

Принцесса Августа-доротея умерла в 1751 году и похоронена в церкви монастыря Урсулинок в Эрфурте. Так выглядит здание монастыря в наши дни.

 

 

А ее кукольный город, ее отрада, пережил века и с 1931 года открыт для публики, являясь постоянной частью коллекции арнштадского музея.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Галина Хайнце

www.antik-sachsen.ru

http://tantelina.livejournal.com