Каждый, кто прочитал этот заголовок, сразу догадался, о какой фабрике пойдет речь. Да, конечно, о знаменитой фарфоровой фабрике братьев по фамилии Хойбах из города Лихте.
А ведь фарфоровых фабрик, в названии которых стояла фамилия Хойбах как владельца или совладельца, в конце ХIХ столетия было в Тюрингии не менее пяти. Среди другой продукции они выпускали и кукольные головы. Такие фабрики были в Лихте, в Зоннеберге, в Лауше, в Валендорфе, в Кёппельсдорфе.
Сведений об этих фабриках (за исключением, конечно, кукольной фабрики Эрнста Хойбаха из Кёппельсдорфа) сохранилось немного. Но зато братьям Хойбах из города Лихте удалось создать целую серию высокохудожественных и реалистичных детских портретов, детских характеров в фарфоре.
Интересно то, что фабрика существовала долгое время, но фарфоровые головы для кукол выпускались всего около 20 лет, в период 1910-1930 г.г.
В 1840 году два брата из многочисленного семейства Хойбах, Кристоф и Филипп, покупают фарфоровую фабрику и с 1843 года приступают к выпуску различных изделий, посуды, статуэток, миниатюрных фигурок, но пока все еще не кукольных голов.
В 1862 году в Лихте открывается своя школа для художников и скульпторов. Первые годы были очень трудными в финансовом плане, и фабрика братьев Хойбах выплачивала школе по 100 гульденов в год для ее поддержки. Школа выстояла, из ее мастерских вышло много квалифицированных художников-фарфористов и скульпторов. Некоторые из этих специалистов работали на фабрике братьев Хойбах. Возможно, поэтому Хойбахи не испытывали трудностей с созданием огромного кооличества все новых и новых моделей голов.
Шли годы, умерли первые хозяева фабрики, на смену им пришли их сыновья. Новые имена, но неизменно одна и та же фамилия, одна семья Хойбах. В 1900 году приходит первый большой успех, а именно серебряная медаль на всемирной выставке в Париже. А затем золотые медали на выставке в Сент-Луис в 1904 году, в Льеж в 1905 году, в Милане в 1906 году. Но лишь с 1910 года фабрикм приступает к выпуску фарфоровых голов для кукол, это то время, когда все кукольные фабриканты начинают выпуск кукол-характеров. Владельцами фабрики в это время являются братья Филипп, Оттокар и Рихард. На фотографии, взятой из книги Ю. & М. Цизликов, изображен один из владельцев фабрики – Рихард Хойбах. Впервые представляют они свою кукольную продукцию на выставке в Лейпциге в 1911 году.
Головы кукол уже маркируются всем известным квадратом, но продолжает использоваться также и вторая маркировка в виде солнца, которую фирма использовала для своей продукции уже с 1882 года.
Говоря о куклах фабрики братьев Хойбах, мы не должны забывать о том, что речь идет именно о головах, а не о кукле целиком. Здесь производились только головы, которые продавались другим кукольным фабрикам Германии, соседним европейским странам и в Америку. Поэтому ответить на вопрос, на каком теле должна быть голова конкретной отливки, сложно. Например, фабрика Куно и Отто Дрессель, покупая головы у Хойбахов, монтировала их на свои очень качественные, хорошо сформированные композитные тела. Но те же самые головы можно встретить и на дешевых телах из прессованного картона. Более того, одну и ту же модель головы можно встретить на различных типах тел, на бэби-теле, на тоддлеровском и полношарнирном телах.
Например, кукольная фабрика братьев Олхавер (REVALO) практически все головы покупала у Хойбахов. Поэтому приобретая куклу Ревало, вы наверняка покупаете голову фабрики Хойбах.
Кукол Хойбахов трудно спутать с другими куклами, они очень индивидуальны, имеют собственный стиль. Какими средствами это достигалось? Во-первых, это так называемые глаза-интаглио.Такие глаза встречаются и у кукол других фабрик, но только Хойбахам удалось достичь такой степени мастерства, что просто удивительно, насколько реалистичен и глубок взгляд куклы. Фото (Лидия Рихтер, Heubach-Puppen, стр. 53)
Термин "интаглио" (от итал. - резать,вырезать) означает углубление в фарфоре в области радужки и зрачка, это придает взгляду глубину, живость. Но принцип интаглио-глаз заключается не только в этом. Здесь есть еще один эффект, при росписи глаз световой блик ставился не просто краской, а жидкой фарфоровой массой, при этом он после обжига выглядит как выступающая из углубления точка на поверхности глаза. Но и это еще не все. Достижение полной оптической иллюзии глубины взгляда достигалось тем, что область радужки расписывалась узким по отношению к зрачку полукружием, а зрачок, наоборот, преувеличенно большим и очень темным, почти черным цветом. Роспись завершает тоненькая темная линия, идущая по самому краю верхнего века. Красная точка во внутреннем уголке глаза ставилась очень деликатно, чуть заметно, а иногда вообще не ставилась. Сама радужка почти всегда голубого или серо-голубого цвета. Карие глаза у кукол братьев Хойбах практически не встречаются, либо крайне редко. Помимо эффекта оптической глубины такая роспись помогает достичь отсутствия пристального взгляда. Кукла смотрит вдаль, а не в глаза смотрящего на нее. Конечно, чем больше размер головы, тем сильнее выражен интаглио-эффект, как, например, на этой фотографии (Лидия Рихтер, Heubach-Puppen, стр. 73).
Надо заметить, что и стеклянные глаза со спящим механизмом встречаются у хойбаховских кукол, но гораздо реже. Стеклянные глаза есть и голубые, и карие.
Для росписи бровей на фабрике тоже применялся собственный метод. На первый взгляд может показаться, что бровь расписана одним штрихом. Но если присмотреться повнимательнее, то можно увидеть, что их два. Сначала идет более широкий и длинный светло-коричневый мазок, а уже по нему темный мазок, более короткий и узкий. Роспись бровей получалась мягкой, неконтрастной. Так расписывались головы с рисованными глазами. Брови на головах со стеклянными глазами расписывались по-другому. Основой служил широкий и светлый мазок на всю ширину бровей, а по нему шли тонкие равномерные косые штрихи.
Моделированию и росписи рта также придавалось большое значение. Особенно это заметно на кукольных головах с открыто-закрытым ртом, у которых можно встретить моделированные верхние и нижние зубки, язык. Внутренняя поверхность расписывалась темнее, чем губы, и получалась полная иллюзия открытого рта. Среди коллекционеров очень ценятся куклы Хойбахов типа "Pouty", это куклы, у которых уголки губ капризно изогнуты вниз. (Фото Лидия Рихтер, Heubach-Puppen, стр. 46)
У кукол Хойбахов очень часто можно увидеть моделированные прически всевозможных вариантов, короткие мальчишеские, локоны кукол-девочек, прически с ленточками, бантиками и даже лепные шляпки и чепчики. На маленьких головках чаще встречаются не моделированные, а рисованные волосы. Разумеется, хойбаховские головы с открытыми макушками имеют парики.
Одной из самых характерных отличительных черт фабрики является использование наряду с белым розового фарфора, из которого отливалось очень большое количество голов. Интересно и то, что одна и та же серийная отливка встречается как в розовом, так и в белом варианте. Почему применялся фарфор розового цвета? На этот счет существуют только предположения. Возможно, розовый фарфор был дополнительным средством достижения большего реализма. Почему наряду с розовым продолжали использовать и белый? Это могло объясняться, считает Лидия Рихтер, простыми техническими причинами. Белый фарфор всегда имелся на фабрике в достаточном количестве. Ведь производство кукольных голов было лишь небольшой частью всей остальной продукции Хойбахов, которая отливалась из белого фарфора. Возможно, розовая масса не всегда была в наличии, когда начиналась отливка новой серии. Качество самого фарфора практически всегда было очень хорошим. Лишь маленькие головки, предназначенные для дешевого рынка, делались из фарфора качеством похуже и расписывались не так хорошо, как большие дорогие головы. Для фигурок, статуэток, кукол-половинок Хойбахи применяли и другие виды фарфора, но для кукольных голов использовали только бисквитный фарфор. Напомню, что бисквит - это неглазурованная фарфоровая масса, которая после двойного обжига становится матовой, имеющей сходство с нежной детской кожей.
Перечень серийных номеров Хойбахов и их краткое описание можно найти в справочной литературе, например у Цизликов, у Лидии Рихтер.
Но разнообразие типов кукольных голов не дает возможности дать полное описание всех отливок, так как их насчитываются сотни. Известно, что серийные номера голов находятся в цифровом диапазоне от 5500 до 13000.
Система же нумерации молдов была сложной и запутанной, иногда маркировка вообще отсутствует.
Часто на головах кукол имеется еще один дополнительный номерной штемпель, поставленный чаще зеленой, изредка красной краской.
Он состоит из одной или двух цифр. Никакая другая фабрика такие цветные маркировки не ставила.
Иногда приходится слышать мнение, что на лицах кукол фабрики Хойбах эмоции слишком выражены, неинтересно, когда кукла всегда улыбается или всегда плачет. С одной стороны, это верно. Для детской игры мало подходили такие куклы, и не все они нравились детям. Но куклы этой фабрики - это больше, чем кукла - детская игрушка. Их делали не просто ремесленники, а талантливые художники, которые были сами настолько увлечены игрой в создание новых моделей, игрой в куклы, что, заигравшись, и сами порой забывали о вкусах своих маленьких покупателей - детей. Интересно, догадывались ли братья Хойбах, что они создают куклы для взрослых. которые в то время еще даже не родились?
Галина Хайнце
http://tantelina.livejournal.com
Источники:
Jürgen & Marianne Cieslik: Cieslik`s Lexikon der Deutschen Puppenindustrie. Marianne Cieslik Verlag, 1984.
Lydia Richter: Heubach-Puppen. Lydia Richter, Karin Schmelher,1989.
Фотографии кукол из частных коллекций