Антикварный салон «Саксония»
Антикварный салон «Саксония»

Салон / Статьи / Из истории немецких фарфоровых кукол. Часть 2.

Из истории немецких фарфоровых кукол. Часть 2.

Немецкий фабрикант Арманд Марсель (Armand Marseille) сделал еще один шаг вперед в кукольном соперничестве между Германией и Францией. Он сумел выйти на французский рынок, для которого поставлял кукол, напоминающих французских. Головы ранних кукол Марселя имели широкие и густые брови и блестящие карие глаза.

Взлет кукольного производства Арманда Марселя пришелся на рубеж XIX и XX веков. С 1884 по 1928 год его компания производила великолепных кукол.

Фабрика Арманда Марселя была самой продуктивной и среди конкурентов-соотечественников, завоевав призвание далеко за пределами Германии. Миллионы кукольных головок из бисквитного фарфора с маркой АМ приобретали производители кукол из разных стран. Кукольные серии, выпускаемые фабрикой Марселя, пользовались неизменным успехом у покупателей. На экспорт шли различные типы кукол, например, всемирно известная «Queen Louise», которую в 1910 году заказала фирма Louis Wolf Co. в Америке, производившая окончательную сборку куклы. Queen Louise имела ошеломительный успех среди современников. Кукольная королева прививала девочкам идеалы красоты, у нее были огромные карие глаза и аристократически бледное личико из бисквитного фарфора. В различных вариациях она имела мохеровые или тонко расписанные ресницы и брови.

Другой, не менее известной, была очаровательная Florodora, выпущенная в первое десятилетие XX столетия.

Вся продукция Арманда Марселя обязательно имела клеймо с его инициалами или полным именем, номером отливки и размером куклы. В 1891 году был введен закон, согласно которому все игрушки, импортируемые в США, должны были иметь отметку о стране производства. На немецких кукольных головках стали ставиться дополнительные метки D.E.P. или D.R.G.M, указывающие на то, что производство защищено немецким патентом.

На протяжении практически всей истории компании Марселя выпускались серии 370 (на кожаном теле) и 390 (на деревянно-композитном теле), являющимися прекрасными образцами немецкого качества. На фото внизу изображена кукла AM молд 353 в азиатском костюме, держащая в руках двух маленьких японских куколок из керамзита.

Другой известной фамилией в кукольном мире была фамилия Хойбах (Heubach). В 1840 году братья Кристоф и Филипп Хойбах (Gebrüder Heubach) покупают фарфоровую фабрику в Зоннеберге. Они одними из первых стали выпускать так называемых «характерных кукол» - кукол с улыбающимся, огорченным или даже плачущим выражением лица. Часто эти куклы выпускались небольшими партиями, и в настоящее время они имеют высокую коллекционную стоимость.

В 1845 году Кристоф умирает, и его сын Антон перенимает управление. В 1876 году Антон Хойбах оставляет фабрику, и трое старших сыновей Луи Хойбаха (сын Филиппа Хойбаха) возглавляют управление фирмой.

В 1858 году другой Хойбах, Эрнест, построил новую фарфоровую фабрику в Коппельсдорфе (Ernst Heubach Köppelsdorf) В 1893 году фабрика была переименована в «Ernst Heubach Köppelsdorfer Porzellanfabrik». На ней выпускались кукольные головы и фарфоровые куклы для купания (Badepuppen), а также различные фарфоровые изделия для электроиндустрии. В 1915 году в компанию приходят сыновья Хойбаха Ганс и Эрнест. Вскоре Ганс погибает в Первой мировой войне. Эрнест Хойбах-юниор женится на дочери Арманда Марселя Беатрис. В 1919 году Хойбах и Марсель объединяют свои компании. В этом же году Арманд Марсель переносит инсульт и вынужден отойти от дел. Бразды правления перешли в руки его сына Германа. Но после слияния компания производила уже исключительно кукольные головы для других фирм, таких как Georg Borgfeld & Co, Cuno & Otto Dressel, Bergmann, Steiner и др. (продолжение следует)

Две редких характерных куклы фирмы Gebrüder Heubach из частной коллекции.

 

 

 

 

Галина Хайнце

www.antik-sachsen.ru

http://tantelina.livejournal.com

 

 

 

 

 

Источники:

Mary Hiller: „ Puppen und Puppenmacher“, Mundus Verlag, 1986.

„Cieslik’s Lexikon der deutschen Puppenindustrie“, Marianne Cieslik Verlag, 1984.

Журнал Gildebrief: Heft4/1998.

Marco Tosa: "Puppen. Das verspielte Abbild vom Menschen", Battenberg Verlag, Augsburg 1994.