COLORFUL LIFE - это пространство свободы. Свободы самовыражения! Вся информация на darilife.ru

Поиск товара по коду:

  

Антикварный салон «Саксония»

Главная > Статьи

Поющая Арнола

 

Каждый год в Нойштадте под Кобургом проводится Международный кукольный фестиваль. В рамках этого фестиваля проходит и выставка авторских художественных кукол на соискание премии Макса Оскара Арнольда – почетного гражданина, предпринимателя и политика. В начале 20-го века он был одним из самых важных фигур в регионе Кобург. Для нас он интересен, в первую очередь, как кукольный фабрикант.

 

 

Макс Оскар Арнольд родился 29 марта 1854 года в Нойштадте. Он был вторым из одиннадцати детей в семье дамского портного Карла Арнольда и его жены Берты.
Макс учился ремеслу портного у своего отца, кроме этого посещал занятия по рисованию и скульптуре в промышленном коммерческом училище в Нойштадте.
8 декабря 1878 года он женился на Эмилии Дорн, дочери одного из преподавателей училища. Впоследствии Эмилия родила ему семерых сыновей и двух дочерей, самым известным из них стал четвертый ребенок, Карл Арнольд, известный художник-карикатурист (1883 – 1953). Здесь Карл изображен на рисунке Альберта Вайзгербера в 1906 году.

 

А на этой фотографии он вместе с отцом.

 

 

На следующий же день после вступления в брак Макс Оскар организовывает собственный бизнес – вначале это шитье кукольной одежды.
Бизнес быстро развивается, и в 1884 году он имеет целую фабрику, на которой он уже выпускает кукол очень хорошего качества. Почти вся продукция идет на экспорт в США. На фотографии здание фабрики уже в настоящее время.

 

 

В течение двух десятилетий до начала Первой мировой войны его компания насчитывает до 1000 работников, он становится одним из наиболее важных работодателей в Нойштадте, городе с населением чуть более 9000 жителей в 1900 году.
В 1888 году Арнольд участвует во всемирной выставке в Мельбурне, Австралии, там его куклы завоевывают большой успех и золотую медаль выставки. Дальнейшие медали он привозит из Лондона в 1891 году за замечательные кукольные костюмы, в 1892 году из Кимберли, в 1893 году из Эрфурта и Чикаго.
Кукольный бизнес развивается так быстро и успешно, что одного фабричного здания становится мало. Арнольд приобретает земельный участок напротив городского вокзала и приступает к строительству нового фабричного комплекса. Это здание также сохранилось, и так оно выглядит сегодня.

 

 

Очарованный кукольными автоматами Арнольд пытается найти собственный способ, чтобы вдохнуть «жизнь» в куклу. В период с 1903 по 1906 годы он конструирует несколько механических кукол, ходящих на колесиках, поворачивающих голову при движении, произносящих «мама» и «папа».

 

 

А так выглядел рисунок для патента, на нем видно, что механика подобных кукол была довольно сложной.

 

 

Но особенно значимым был для Арнольда 1906 год. Именно в этом году он защищает патентами DRGM 191962, DRGM 296047, DRGM 314541, DRGM 325051 свои изобретения куклы, в корпусе которой находится фонографический механизм, а в голове отверстия для выхода звука.

 

 

Для того, чтобы наладить производство таких дорогостоящих кукол, необходимо было достаточное количество средств, которых не было у Арнольда. Еще два года уходит у него на поиски спонсоров для финансовой поддержки проекта. Одним из них стал банкир Георг фон Сименс.
Лишь в феврале 1909 года в регистре торговой палаты города Нойштадт появляется запись о регистрации GmbH – общества с ограниченной ответственностью (юр. форма предпринимательства). Базовый капитал составил 150 000 немецких марок. Руководителем фирмы стал сам Макс Оскар Арнольд, бухгалтером Август Гоммель, редактором Макс Риттер, оба из Мюнхена.
Можно было приступать к выпуску продукции – поющей и говорящей куклы Арнолы.

 

 

Как устроен механизм этой чудо-куклы, видно на картинке.

 

 

В отверстие на боку куклы вставлялись „Excelsior“-ролики – звуковые катушки, их можно было легко менять.

 

 

Звуковая воронка направляла звук через отверстие в шее прямо в голову куклы.

 

 

Казалось, что звук идет прямо из открытого рта куклы.

 

 

В журнале „Wegweiser“ („Путеводитель“) так писали о поющей и говорящей Арноле: „Новинкой в области кукол класса люкс, являющихся идеалом для всего детского мира, стала говорящая и поющая кукла, названная по имени ее изобретателя Арнолой“. В те времена это была сенсация. Эта картинка из каталога фабрики 1912 года.

 

 

Кукла была не только интересной, но и развивающей игрушкой. Она могла петь, молиться и разговаривать на трех языках: немецком, английском и французском.
В ее репертуаре были такие известные детские песенки, как „Der Mai ist gekommen“ („Наступил май“), „10 kleine Negerlein“ („10 маленьких негритят“), „Kittens und Babies“ („Котята и ребята“), „La Poupée “ („Кукла“), „Chanson de petit Noel“(„Маленькая рождественская песенка“) и другие.
Звуковые ролики изготавливал старший сын Арнольда Эрнст на своей маленькой фабрике. Ролики можно было докупать к уже имеющимся.

 

 

На голове Арнолы имеется маркировка «54/14». Головы для этих кукол отливались на фабрике Армана Марселя в Кёппельсдорфе и на фабрике братьев Кюнленц в Кронахе.
Небольшие усовершенствования модели «Арнола» привели к изменению промышленного имени, следующая модель стала называться «Арнольдия». Но выпускаться продолжали обе куклы, в каталогах фабрики за одни и те же годы встречаются оба имени, и Арнола, и Арнольдия.
Согласно тексту каталога за 1914 год, кукла-фонограф выпускалась в 6 размерах, от 50 до 82 см. Внешнее исполнение тоже было шести видов, от самой дешевой до самой дорогой. В зависимости от вида тканей, из которых изготавливалась одежда куклы, цена менялась от 45 марок (тонкая белая ажурная рубашечка-хемиза вместо платья, украшенная кружевом и широким шелковым бантом, кожаные туфельки, чулочки, шелковая ленточка в волосах) до 90 марок (платье из тонкого цветного шелкового батиста со швейцарской вышивкой, пальто из тонкого льна на атласной подкладке, богато украшенное тонким кружевом и шелковыми лентами, модная шляпка с цветами и шелковыми бантиками, батистовое белье с кружевами, мягкие кожаные туфельки и шелковые чулочки.) В эту цену были включены лишь 2 звуковые катушки, остальные можно было при желании докупать.
Сегодня куклы-Арнолы являются мечтой многих коллекционеров, они чрезвычайно редкие.
Конечно, на фабрике выпускались не только куклы-фонографы, но и обычные. Например, модель 200 для американского торгового дома Welsh & Co.

 

 

Большой промышленный успех фабрики Макса Арнольда прервала война. Вообще, 1914 год, согласно архивам отчетов торгово-промышленной палаты Кобурга, мог бы стать рекордным годом для фабрикантов, занятых в игрушечной промышленности. Было заключено огромное количество договоров на поставки продукции в Великобританию, США и Южную Америку. Но сбыться этому было не суждено.
После Первой мировой войны кукольная промышленность в Германии начала угасать. В 1919 году Арнольду удалось купить фарфоровую фабрику Кноха в Нойштадте, но выпускал он уже не кукол, а технический фарфор для электропромышленности. В 1925 году на заводе все еще работало более 900 человек. Но в 1927 году на заводе случился крупный пожар. Последствия пожара, отсутствие банковского кредитования, мировой экономический кризис привели к тому, что 12 октября 1928 года завод закрылся.
Чтобы расплатиться с долгами, Макс Оскар Арнольд и его сын Эрнст были вынуждены передать все свои личные активы и имущество Баварскому банку. Последние 10 лет Макс Оскар Арнольд жил в полной нищете и уединении до его смерти в 1938 году. Так печально закончилась судьба талантливого кукольного фабриканта. В его родном городе Нойштадте его именем названы гимназия и площадь, на которой установлен ему памятник .

 

 

А с 1995 года учреждена художественная премия МОА на лучшие авторские куклы в рамках Международного фестиваля в Нойштадте под Кобургом.
 

 

 

 

 

Галина Хайнце

www.antik-sachsen.ru

http://tantelina.livejournal.com

http://antik-sachsen.ru/

Сейчас гостей: 4

При использовании наших материалов, пожалуйста, не забывайте оставить ссылку на наш сайт .
Партнеры: PSYTRIPS.RU - психологический туризм.
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru