В Англии этих кукол часто называют "Pin Cashion Ladys", в Германии “Teepuppe“. Американские коллекционеры используют более подходящее название "Half Dolls" — куклы-половинки. Название “чайные куклы” или “куклы на кофейник” появилось лишь в 20-х годах ХХ-ого века. Это собирательное название для кукольных голов и бюстов из фарфора, воска, гипса и других похожих материалов. Уже в 20-х годах название ”чайная кукла ” считалось спорным, потому что они использовались в первую очередь как декоративный элемент интерьера. Они украшали витрины бюргерских семей, будуары благородных дам, а также являлись венцом празднично накрытого стола. Даже члены знатных семей находили удовольствие в коллекционировании кукол-половинок — подтверждением тому является кукла из коллекции Луизы, принцессы Баварской.
Кроме декоративной функции куклы исполняли и другие — они могли служить частью чайника или кофейника, игольными подушечками, пудреницами, маленькими метёлками, бонбоньерками и многим другим. Единственное, чем куклы-половинки не являлись, это игровыми куклами, игрушками. Вопрос о том, кто придумал первую чайную куклу и как давно они производятся, занимает коллекционеров уже долгое время. К сожалению, точные ответы на эти вопросы еще не найдены. Большинство фарфоровых кукол-половинок в том виде, который знаком нам, были произведены после 1900 года. Возможно, первая чайная кукла была сделана из разбитой куклы или фарфоровой фигурки, которую хозяйка не захотела выкидывать. Но фактом является то, что в течение последующих 30-и лет, куклы-половинки заполонили весь Европейский континент и даже покинули его пределы. После 1918 года куклы-половинки достигли эпохи расцвета.
Верхняя часть кукол-половинок в форме бюста состояла из глазурованного фарфора, к которому на высоте талии пришивался материал (бисквитный фарфор использовался реже). Кукол можно было обшивать самостоятельно или покупать уже готовые. Часто женщины обшивали кукол-половинок в дамских кружках. Куклы делились на самых простых и дешевых, отлитых одним куском, и на сложных в исполнении, для производства которых требовалось несколько форм. Покупку последних фигурок могли себе позволить только хорошо обеспеченные люди. В 1920 году кукла-половинка среднего качества стоила в Германии около 100 марок.
Упоминание о первых чайных куклах производства фарфоровой мануфактуры в Нимфенбурге можно найти в немецкой газете «Мир женщины» за 1910 год. Инструкции к украшению куклы печатались в многих немецких газетах о моде. В течение Первой мировой войны производство чайных кукол в Германии было практически полностью приостановлено. На их место временно пришли японские производители фарфора, которые занялись поставками этих кукол главным образом в США. Многие японские чайные куклы были созданы по подобию немецких, но отличались от них своим качеством — формы упрощались, также и роспись была на примитивном уровне. Особенностью японского производителя были чайные куклы с азиатской внешностью, что не всегда угождало европейскому или американскому вкусу. После Первой мировой войны чайные куклы-половинки снова вернулись в производство, новые модели заполнили немецкий рынок и начали завоевание всего мира. Большие количества их экспортировались во Францию, Англию и США. Одним из крупных клиентов Баварской фарфоровой мануфактуры в Пассау являлась Новая Зеландия.
Распространенная форма (модель) — это рококо-дама, богато одетая в шелка и брокаты. Также распространены изящные танцовщицы, одалиски, а также Пьеро и Коломбины. Эпоха французского возрождения, Бидермейер и Фридерицианское рококо (художественный стиль, возникший в Пруссии во времена правления Фридриха II) служили источниками вдохновения для производителей чайных кукол.
Несмотря на огромную популярность чайных кукол-половинок, их век выдался коротким — уже в 30-е годы спрос на кукол падает, производство приостанавливается постепенно на всех фарфоровых мануфактурах. В продаже они оставались до поздних 40-х годов, но речь идет скорее о распродаже остатков. Последнюю попытку вернуть чайных кукол на рынок сбыта предприняла тюрингская фарфоровая фабрика Fasold & Stauch — был издан каталог экспортных товаров, в котором также фигурировали и 14 простых чайных кукол. Попытка не увенчалась успехом. Интересен тот факт, что лишь некоторые производители ставили на своих куклах клейма. Единственный производитель, который практически всегда клеймил кукол - W. Goebel из города Oeslau. Второй известный производитель кукол - это мануфактура Dressel und Kister из Passau (1840-1942). Многие чайные куклы изображают известных личностей, например Марию Антуанетту, ее подругу Мадам де Ламбаль, императрицу Евгению, Елизавету Баварскую - императрицу Австрии, также известную под именем Сиси, Йоханну Марию Линд — известную шведскую оперную певицу, Мату Хари, Маркизу де Помпадур. Известные картины также вдохновляли производителей — например, всем известная Шоколадница швейцарского художника Ж. Э. Лиотара.
Часто встречаются Пьеро, Клементины и Кармен.
Большинство кукол-половинок производилось с моделированной одеждой, но существовали и полностью обнаженные куклы — предусматривалось, что хозяйка оденет их сама на свой вкус. Очень редкими являются чайные куклы, одежда которых изготовлена из так называемого кружевного фарфора. При изготовлении кружевного фарфора используют настоящие кружева, пропитываемые фарфоровой массой. При обжиге кружева сгорают, и остаются фарфоровые кружевные платья. Сначала этот метод применялся в Мейсене, позже в Тюрингии и других мануфактурах в округе Дрездена. Иногда такие куклы из бисквитного фарфора производились без моделированной прически, а уже после обжига получали парики из мохеровых или натуральных волос.
Галина Хайнце