Деревянные шарниры в виде шаров для производства кукольных тел изобретены во Франции. Впервые в 1876 году известный парижский магазин "Grands Magasins du Louvre“ предложил покупателям новинку фабрики Жюмо, кукол с подвижными и небьющимися телами из дерева и композита – „Bébés incassables“.
Это реклама магазина из декабрьского выпуска газеты „La Mode Illustrée“ за 1876 год – первое известное упоминание о шарнирных телах.
Тюрингские кукольные фабриканты вскоре также наладили производство подобных тел и выпускали их под этим же французским названием. Это были немецкие куклы в так называемом «парижском стиле».
Крупные зоннебергские торговые дома имели в Париже собственные филиалы, которые следили за появлением интересных кукольных новинок, покупали их и отправляли в Тюрингию. Там кукла изучалась, в первую очередь, на предмет ее себестоимости, и часто уже через несколько недель очень похожая кукла уже поступала в продажу, но была значительно дешевле французского оригинала. Разумеется, в первую очередь, продавалась та кукла, которая была дешевле. Так, например, выпускаемые в Тюрингии куклы под названием „Bébés Incassables“ продавались как типичная французская продукция.
В своей книге «Тюрингская промышленность» Йоханес Мюллер пишет, что Визлиценусу, фабриканту из Вальтерсхаузена, в 1878 году посчастливилось привезти из Парижа модель куклы с подвижными суставами французского кукольного фабриканта Жюмо. Адольф Визлиценус и стал первым немецким фабрикантом, который по этой модели начал выпускать тела кукол с шарообразными шарнирами. Позже тела кукол фабрики Визлиценуса видоизменились, приобрели уже свои характерные пропорции.
К 1885 году уже многие тюрингские кукольные фабрики выпускают кукол на шарнирных деревянно-композитных или папье-машовых телах.
Ранние шарнирные тела из вальтерсхаузенских кукольных фабрик имеют 8 отдельных невклеенных шаров (плечевые, локтевые, бедренные и коленные шары).
Они имеют определенное сходство с французскими телами. В своей книге „The Body Book“ Флоренс Терио называет такие тела «ранними кестнеровскими».
Впрочем, название это довольно условно, так как подобные тела можно встретить не только у Кестнера, но и у других вальтерсхаузенских фабрикантов, то есть у кукол фабрик Kaemmer & Reinhardt, Heinrich Handwerck, Adolf Wislizenus, Wiesenthal, Schindel & Kallenberg.
На этой фотографии кукла отливки 192 фабрики Kaemmer & Reinhardt.
На таких телах кисти рук могут быть и подвижными. Например, у этой куклы отливки 189 Хандверка такое же редкое раннее тело.
Отливка 189, как известно, выпускалась приблизительно с 1900 года согласно классификации Цизликов. Вот эта кукла того же молда имеет уже другое тело, оно тоже оригинальное, но чуть более позднее.
С 1892 года на фабрике Кестнера в Вальтерсхаузене выпускались тела „Excelsior“, девизом было: «больше подвижности», у тел улучшились пропорции и было 10 вклеенных шаров. Выпуск этих тел был защищен как промышленный образец (D.R.P. № 70685).
Позднее вальтерсхаузенские тела стали выпускать с бедренными шарами не из дерева, а из картона или композита.
Между фабрикантами Вальтерсхаузена и Зоннеберга всегда велась своего рода конкуренция. Товар из Вальтерсхаузена считался более качественным и дорогим, продукция Зоннеберга более массовой, более доступной по цене. Самыми известными кукольными фабрикантами Вальтерсхаузена, которые в конце XIX - начале ХХ столетий очень большой вклад внесли в разработку кукольных деревянно-композитных тел, были Kestner, Heinrich Handwerck и Kaemmer & Reinhardt.
Примерно в то же время, в 1880 году, зоннебергский скульптор и фабрикант Эрнст Гросманн регистрирует как промышленный образец собственную модель кукольного тела из папье-маше с деревянными шарнирами.
В период между 1880 и 1890 годами фабриканты из Зоннеберга достаточно много экспериментировали, чтобы найти собственное решение при выпуске кукольных тел.
Основное отличие вальтерсхаузенских тел в том, что они делали верхние части конечностей практически всегда из композитной массы или папье-маше, а не из дерева (то есть руки до локтя и ноги до колена).
Еще примеры вальтерсхаузенских тел.
В Зоннеберге же эти части тел вытачивались из дерева. Причем, эта токарная работа производилась не на самой кукольной фабрике, а в виде сторонних заказов у токарей по дереву. Для каждой куклы требовалось 17 различных деревянных частей: 2 верхние части руки до локтя, 2 нижние части руки до кисти, 2 круглых локтевых шарнира, 2 бедренных части до колена, 2 круглых коленных шарнира, 1 шейная лунка, 2 плечевых лунки и 2 бедренных. Позже лунки стали делать из прессованного картона, чтобы удешевить производство, а саму куклу сделать легче. Да и сама нижняя конечность часто вытачивалась непропорционально корпусу очень длинной. Это делалось для того, чтобы увеличить размер куклы, а цена зависела от размера.
Примеры зоннебергских тел.
Попробуем разобраться, на каких телах выпускались куклы отдельного производителя. Возьмем, например, фарфоровую фабрику Baehr & Proeschild из города Ордруфа, которая выпускала ТОЛЬКО фарфоровые части кукольных тел для разных фабрик, но не сами куклы.
От Ордруфа до Зоннеберга 95 километров, до Вальтерсхаузена 25 километров. Эта географическая близость говорит о том, что можно встретить голову BP как на зоннебергском, так и на вальтерсхаузенском телах.
Можно встретить ранние головы, разумеется, и на кожаных телах.
Характерные отливки встречаются на телах-бэби или телах-тоддлер.
Кроме того, головы фабрики BP можно увидеть и на французских телах, это экспортная продукция.
Хочу указать еще одну причину, в связи с которой затруднительно бывает определить, где именно и на какой фабрике выпущена данная кукла. Дело в том, что многие заказчики, особенно иностранные, почти никогда не выходили напрямую на производителя, к примеру, на фарфоровую фабрику Бэра и Прёшильда. Между заказчиком и фабрикой стояли экспортные торговые дома, особенно много их было в Зоннеберге. (Bierer, Bierschenk, Borgfield, Butler Brothers, Eckardt и многие другие).
Фабрики, мелкие семейные предприятия и надомные работники поставляли туда свою всевозможную продукцию: кукол и отдельные части тел, глаза, зубы, парики. Эти торговые дома собирали заказы – «ауфтраги» со всего мира. Были торговые дома, работающие только с США, либо только с Европой. Конечно, для иностранной фабрики, заказывающей, к примеру, фарфоровые головы, не было секретом, где произведена отливка. А вот для нас сегодня это уже может быть и загадкой.
Вот, например, старая фотография картонно-прессовочной (не кукольной!) фабрики Адольфа Воллебена из Вальтерсдорфа. Таких фабрик было тоже много, их продукцию заказывали и кукольные фабрики, и торговые дома. Поэтому трудно бывает сказать наверняка, где именно сделано тело куклы.
Что касается зоннебергского и вальтерсхаузенского типа тел, то нужно заметить, что этими двумя вариациями не ограничивается многообразие шарнирных немецких тел. Встречаются тела очень необычные, редкие.
Галина Хайнце