Под этим обозначением скрываются куклы, которые под париком имеют закрытую, обязательно фарфоровую, голову. Голова может быть абсолютно цельной или иметь одно, два и более отверстий на макушке.
Макушка головы, как вы видите на фотографиях, может быть округлой или плоской.
Но почему эти куклы, а они бывают как немецкими, так и французскими, носят имя некоего господина Белтона? Кто же он такой и делал ли вообще кукол?
Об этом человеке известно не так уж много, но кое-что можно прочитать, например, в замечательной книге «The Jumeau Book» Франсуа Таймер и Флоранс Терио, ведь Белтон был одним из ключевых персонажей в истории кукольной фабрики Жюмо.
Луи Белтон (Louis-Desire Belton) родился 28 декабря 1805 года в Париже. Его отец Чарльз-Габриэль Белтон был из семьи, где несколько поколений торговля вином передавалась от отца к сыну. Мать же его, Луиза Женевьева Аделаида, урожденная Мишон, была дочерью плотника из Прованса.
И казалось совершенно очевидным, что и Луи-Дезире, единственный сын, также станет продавать вино в отцовской лавке.
Но нет, Луи не имел никакого желания следовать по стопам своего отца, поэтому он устраивается торговым агентом на кукольную фабрику Хэррисэй (Herissey).
Работа очень нравилась Луи, он хорошо знал районы Парижа, имел талант коммивояжера. Вскоре он становится одним из ведущих сотрудников фабрики, пользуется расположением и покровительством Хэррисэй.
В это время он знакомится с девушкой по имени Дженни-Пруденс, которая работает на этой же фабрике, и они вступают в брак 21 января 1837 года.
После женитьбы Луи Белтон решает начать собственный бизнес. Молодая семья покидает Париж, находит дом в довольно небольшой деревне Пасси.
Примерно в это время, а именно в 1839 году, Луи Белтон встречается с Пьером-Франсуа Жюмо, который был коммивояжером, предлагающим свои продукты в Ле-Аль, где он в то время проживал. Молодые люди подружились. В 1841 году Пьер-Франсуа Жюмо женится на девушке по имени Адель-Амели. И в этом же году, 14 апреля 1841 года, Белтон и Жюмо заключают частное соглашение о совместном ведении кукольного бизнеса. Это был очень необычный договор, так как в нем речь шла не только о двух мужчинах, но и двух женщинах, то есть это был договор между двумя супружескими парами, Белтон и Жюмо. Юридический документ предусматривал партнерство на равных, именуемое Belton & Jumeau. Партнерство стало реальностью только в январе 1842 года, то есть девять месяцев спустя.
С самого начала большое внимание уделялось не только самим куклам, но и их туалетам и аксессуарам. Правда, головы кукол были не из фарфора, а из папье-маше.
По своим профессиональным качествам друзья очень различались, способности Луи были в большей степени направлены на продажи. Пьер же обладал изысканностью, тонким художественным вкусом и чутьем. Он имел большой опыт работы с тканями, что помогло ему впоследствии создавать удивительные по красоте костюмы кукол.
Именно Пьер Жюмо внес художественный и поэтический тон в процесс производства кукол, которые в то время были еще очень стилизованы, и были даже несколько презираемым, недостойным внимания объектом для многих бизнесменов.
26 ноября 1841 года Адель-Амели Жюмо родила первого сына, Евгения-Жоржа. Пьер-Франсуа стал счастливым главой семейства, новый бизнес процветал.
Пьер Жюмо мечтал о большой семье, хотел быть окруженным детьми, и вскоре его мечта начинает сбываться, 18 апреля 1843 года рождается второй сын Эмиль-Луи.
Но счастье отворачивается от семьи, молодая мать не смогла оправиться от тяжелых родов и умерла ровно через месяц после рождения сына. Амели было 23 года и семь месяцев, ее счастливое супружество длилось всего три года.
Смерть Адель-Амели Жюмо положила конец партнерству Belton & Jumeau, состоящему из четырех человек. Их партнерство было более семейным, чем коммерческим. Компания существовала всего 4 года. В феврале 1845 года Белтон и Жюмо разделились, и каждый пошел собственным путем.
Луи-Дезире Белтон предпочел придерживаться определенного стиля его предшественников, он продолжал выпускать одетых и раздетых кукол с телами из козьей кожи и головами из папье-маше.
Нужно заметить, что бизнес его шел плохо, так как Париж вступал в трудный период кризиса.
Уже через год после разделения партнерства Белтон вынужден был объявить о своем банкротстве. В июне 1848 года судом была назначена распродажа имущества фабрики. Белтон не был единственной жертвой кризиса, более 60% работников парижской игрушечной промышленности были уволены, так как у фабрикантов не было денег для выплаты заработка.
Белтону помогли кредиторы, и он смог продолжить работу. Он был вынужден уменьшить количество своих работников, большинство из которых работали на дому, и найти более дешевые помещения для мастерской. На визитной карточке этого периода Белтон заявил о своей специальности, как изготовление модных кукол для экспорта.
Дела его постепенно начинают восстанавливаться, но Белтон умирает в возрасте 46 лет в январе 1853 года.
Куклы, сделанные в период сотрудничества Белтона и Жюмо, а также сделанные позже приемниками Белтона, имели головы из смеси гипса и папье-маше. Именно такая смесь применялась и для изготовления потолочной лепнины как в Германии, так и во Франции. Головы делались с плечевыми пластинами, глаза были стеклянные стационарные или рисованные, тела делались кожаными или тканевыми, руки и ноги часто вырезались из дерева. Одежда часто делалась несъемной, она зашивалась прямо на кукольном теле.
И Белтон НИКОГДА не делал кукольных голов из бисквитного фарфора.
Во всей этой истории самым интересным является то, что Белтон не имеет никакого отношения к тем куклам, которые коллекционеры относят к куклам с головами Belton-type. Эти куклы появились в Германии после 1860-1870 года, а затем и во Франции, то есть спустя десятилетия после смерти Белтона.
По всей видимости, какой-то ранний исследователь истории кукол сделал смелый, но ложный вывод об этой связи, такое иногда случается.
Куклы так называемого Белтон-типа не связаны с какой-либо одной определенной кукольной фабрикой, их делали разные фабриканты. Встречаются кукольные головы с маркировками таких известных фабрик, как Simon & Halbig, J. D. Kestner, C. F. Kling, Baehr & Proeschild и других.
Кукла фабрики Клинга.
Кукла Baehr & Proeschild молд 204.
Куклы 200-х серий Baehr & Proeschild часто имеют головы Belton-type, обычно с 2 или 3 отверстиями. Эти головы делались в том числе и для Франции, поэтому они могут встречаться на французских телах.
Это редкая кукла-индеец, молд 244 с головой Belton.
Неизвестные немецкие куклы.
Зачастую куклы совсем не имеют никаких маркировок на затылке или плечевой пластине, а иногда стоит только номер отливки и размер головы.
Эти куклы всегда имеют закрытый рот, фиксированные стеклянные глаза, у ранних немецких кукол всегда темно-карие, у более поздних могут быть голубые. Установка спящих глаз при таком типе головы невозможна.
Уши могут быть и с отверстиями для ношения сережек.
Тела чаще встречаются деревянно-композитные, но могут быть и кожаные, тканевые или клеенчатые с фарфоровыми ручками.
Куклы эти довольно редкие, период их производства был короткий. На смену им вскоре пришли куклы с открытым ртом и спящими глазками.
Галина Хайнце
http://tantelina.livejournal.com