Интерес к характерным антикварным куклам не только не угасает в течение последних десятилетий, а наоборот, они завоевывают сердца все большего числа коллекционеров и просто любителей кукол. Эра характерных фарфоровых кукол в Германии начинается с 1908 года. Пионером в создании этих кукол был известный берлинский скульптор, профессор Артур Левин-Функе. Левин-Функе был не только скульптором и художником, но также отцом и внимательным наблюдателем своих детей и детей из его окружения. Нельзя не упомянуть его биографию и его работы, если речь идет о немецких характерных куклах.
Первый раз имя Артура Левина-Функе упоминается в газете "Thüringer Allgemeine Zeitung" от 24-ого апреля 1928 года. Но в тот момент особого публичного интереса эта заметка не вызвала. И лишь спустя 60 лет, в 1987 году, немецкие кукольные эксперты Юрген и Марианна Цизлики в своем журнале "Cieslik`s Puppenmagazin" опубликовали интереснейшую статью о первых характерных куклах с головами из фарфора. Загадка, кто же является создателем первых характерных младенцев, выпущенных на фабрике Кэммера и Райнхарда, была разгадана — это был профессор Левин-Функе.
Артур Левин родился 9-ого ноября 1866 года в местечке Нидерзидлице под Дрезденом. Отец его, Теодор Левин, владел предприятием, занимающимся художественной ковкой и работал театральным художником в Дрездене. Его жена, Ида Луиза, урожденная Функе, родила пятерых сыновей, вторым из которых и был Артур Отто Вильгельм. Очень впечатлительный мальчик был нежно привязан к своей матери. Но безоблачное детство оборвалось с ее смертью в 1875 году, когда Артуру было всего 9 лет.
Первой художественные наклонности мальчика заметила его мачеха и отдала его в художественные мастерские в Дрездене, чтобы он мог обучиться резьбе по слоновой кости. Затем он поступает в Королевскую Академическую Школу Изобразительного Искусства в Берлине.
Будучи студентом в 1895 году, за скульптуру «Борющиеся мальчики» Артур Левин выигрывает грант от фонда известного архитектора Пауля Шульце, в размере 3000 марок, предназначенный для учебной поездки в Рим. В Рим он отправляется из Берлина на велосипеде, чтобы как можно более экономно распорядиться деньгами и использовать их на учебу. На дорогу до Рима ему понадобилось 5 недель. Проживание в Риме у него тоже было достаточно спартанским. Немецкая колония художников под названием "Колонетта» сразу же приняла молодого студента в свои ряды. В это время он очень много работает.
С 1896 Левин снова живет в Берлине, город притягивал к себе художников, поэтов и музыкантов со всей Германии. В 1899 году Артур Левин берет двойную фамилию «Левин-Функе», потому что фамилия Левин была слишком распространена в Берлине, и он «хотел бы выделяться среди своих многочисленных однофамильцев». В этом же году он отправляется в Париж, чтобы учиться в академии "Жулиана". Вдохновленный свободными нравами парижской академии, он возвращается в Берлин, где в 1901 году открывает учебное ателье живописи и скульптуры, получившее позже название "Школа Левина-Функе". Открытие зала для изучения обнаженной натуры и возможность посещения данной школы женщинами являлось для Берлина абсолютным новшеством. Дополнительно к руководству школой Артур Левин-Функе берет на себя преподавание скульптуры.
В 1898 году 32-летний Артур на костюмированном балу в берлинском Доме художников знакомится с 17-летней Евой Пёнитц, дочерью композитора и музыканта Франца Пёнитца. В 1902 году состоялось обручение молодой пары, а 15 апреля 1903 года состоялась их свадьба. 25 января 1904 года у них рождается первый ребенок, дочь Карин, в 1909 году сын Андреас. Следом за ним сын Рупрехт в 1910 году и спустя семь лет, в 1917 году — дочь Ева. Жизнь семьи Левин-Функе была наполнена живописью и музыкой. Артур был очень внимательным отцом и подмечал различные выражения лиц своих детей: задумчивые, мечтательные, смеющиеся, удивляющиеся, что помогло ему позже разработать многочисленные модели характерных кукол.
В 1908 году известная немецкая кукольная фирма Кэммера и Райнхарда начинает сотрудничать с Артуром Левиным-Функе. В первом десятилетии 20-ого века кукольная индустрия в Германии получает новый импульс. Вполне возможно, что без участия Левина-Функе создание кукол развивалось бы по-другому. Сегодня очень многие коллекционеры и любители кукол высоко ценят характерные куклы, созданные этим скульптором. Что же так привлекает их? Определенно не только чисто внешние черты, эти куклы раскрывают образ и характер ребенка. Так, например, моделью для куклы “Marie“ (K & R 101) послужила старшая дочь Левина-Функе Карин в возрасте приблизительно двух-трех лет.
Основываясь на детских фотографиях Карин в разном возрасте, скульптор использовал ее черты для создания других кукол сотых серий Кэммера и Райнхарда. Некоторые характерные куклы были созданы по образу старшего сына Андреаса (K & R 116 и 116/A), а также по образу его племянника Хайнца Бурковитца (K & R 106) и других детей.
Уже в 1909 году первая характерная кукла Кэммера и Райнхардта появляется в продаже. Моделью послужила бронзовая скульптура Артура Левина-Функе «Смеющийся младенец». Это был знаменитый сотый молд. Первая кукла этой знаменитой отливки до сегодняшнего дня хранится в семье потомков Левина-Функе.
С 1909 года кукла K & R 114 была защищена патентом. Скульптор фирмы K & R Карл Краузер использовал для этой характерной куклы в качестве модели внука владельца фирмы Франца Райнхардта.
Одним из требований владелецев фабрики к скульптору, которое Левин-Функе не захотел принять. была разработка более миловидных кукольных голов. Как художник, он на первое место ставил характер. Возможно поэтому, вскоре его совеместная работа с Кэммером и Райнхардтом подошла к концу. Он успел разработать в 1911 году еще одну характерную куклу K & R 116 по образу своего старшего сына Андреаса. Вероятно, это была его последняя работа для данной фирмы. Но Кэммер и Райнхардт продолжают создавать характерные молды.
В 1911 году они выпускают еще одну симпатичную куклу K & R 115, моделью для которой послужила гипсовая отливка работы скульптора эпохи барокко Франсуа Дюкенуа, по прозвищу Иль Фьямминго, которой, кстати, воспользовалась и Кэте Крузе для своей «Куклы № 1“.
В 1912 году Кэммер и Райнхардт создают знаменитую 117-ю серию (“Mein Liebling”). Прекрасные куклы серии 117, 117A, 117n до сих пор являются звездами кукольного мира. С серии 118 Кэммер и Райнхардт начинают выпуск характерных кукол-младенцев, которые все выглядят довольно похожими вплоть до 128 серии. Среди этих симпатичных кукольных лиц можно выделить необычных и очень редких кукол Макса и Морица (K & R 123 и K & R 124), известных каждому благодаря художнику-карикатуристу Вильгельму Бушу.
В конце 1910 года Левин-Функе заключает контракт с фабрикой Куно и Отто Дрессель в Зоннеберге. И для кукол этой фирмы моделями послужили дети скульптора: Карин для куклы COD/A, а племянник Хайнц для куклы COD/В. В 1911 году фирма Дрессель выпустила этих кукол очень малым тиражом, поэтому сейчас их встретить крайне трудно.
Многие кукольные производители использовали модели Левина-Функе. Например, фабрика братьев Хойбах из города Лихте воспользовалась гипсовой отливкой бюста Хайнца Бурковитца для кукол под номерами 7622/6 и 7622/7.
Выпускала характерных кукол и фабрика Йохана Даниеля Кестнера из Вальтерсхаузена. В том же 1909 году он начинает выпуск характерных кукол с серии 178, в следующие годы выпуск замечательных кукольных голов продолжается. Примечательно то, что выпущенные в 1910 году серии 186 и 187, очень напоминают лицо Андреаса Левина-Функе, сына скульптора. Обе эти кукольные головы принадлежат «Чудо-кукле» Кестнера, которая продавалась с тремя меняющимися головами. В 1914 году Кестнер выпускает характерную куклу «Хильда», завоевавщую множество детских сердец.
Своими великолепными характерными куклами также знаменита и фабрика Хертель и Шваб из Ордруфа. Головы этой фирмы не всегда имели собственную маркировку и часто клеймились только номерами. Куклы этой фабрики благодаря художественному моделированию, высококачественному фарфору и красивой росписи пользуются большим спросом у коллекционеров.
Условно к характерным куклам можно отнести также кукол-гугликов, которых выпускали Марсель, Кестнер и другие производители. Сегодня гуглики считаются одними из интереснейших кукол. И неудивительно, что это одни из самых разыскиваемых коллекционерами кукол.
Поклонников у характерных кукол с 1909 по 1914 годы было немного. Они так тяжело продавались, что тысячи из них еще на фабрике разбивались молотками. А сегодня же за редкие экземпляры приходится платить шестизначные суммы. Так, например, на аукционе в Калифорнии в январе 2013 года кукла K & R 104 продалась за 212.000 $. Этот молд разработал также Артур Левин-Функе по образу своей дочери Карин. Владелец аукционного дома Стюарт Холбрук прокомментировал это событие так: „Уникальность этой куклы была очевидна для коллекционеров, борющихся за право обладать ею, такая возможность может встретиться только раз в жизни“.
Галина Хайнце
http://tantelina.livejournal.com
Источники:
Jürgen & Marianne Cieslik: Cieslik`s Lexikon der Deutschen Puppenindustrie. Marianne Cieslik Verlag, 1984.
Cieslik`s Puppen Magazin. 1987, Heft 1.
Christa, Langer: Charakterpuppen. Vom Portrait zum Modell. Duisburg 1993.