Одним из самых известных имен, вошедших в историю кукольной промышленности в Вальтерсхаузене, является имя Генриха Хандверка (Heinrich Handwerck).
Хандверку было всего десять лет, когда Зимон и Хальбиг основали свою фабрику. В 16 лет он начинает свою трудовую карьеру сначала учеником, а позже клерком в конторе колбасной фабрики. После завершения воинской службы он работает торговым агентом на кукольной фабрике Адольфа Визлиценуса. В 1884 году Хандверк женится на Минне Кох и открывает свое собственное предприятие. Первой продукцией Хандверка был маленький чертик, выпрыгивающий из коробочки. Эта игрушка выпускалась совсем небольшим тиражом, но Хандверк неустанно занимался развитием своей фабрики. В своих воспоминаниях его жена Минна пишет: "Мы выпускали кукол с фарфоровыми головами и плечами на кожаных и тканевых телах, с изящными париками и в простых платьях. Кроме того, Генрих отливал из гипса формы для изготовления тел, рук и ног кукол. Эти отдельные детали изготавливались в соседних городках Финстербергене и Альтенбергене. Прессовщики формировали части из качественного картона с добавлением клея. Все швы на картонных деталях шлифовались наждачной бумагой вручную. Затем рабочие доставляли готовые тела в Вальтерсхаузен и получали новые заказы. Мы жили очень просто и экономно, почти все доходы шли на оснащение фабрики и зарплату рабочим". Вскоре начинают поступать заказы из США, Франции. Хандверк начинает сотрудничать с американской фирмой Hinrichs & Co. в Нью-Йорке. Одной из самых известных его кукол является Bebe Cosmopolite, выпущенная в 1895 году, а также любимые коллекционерами молды 69, 99, 109, 119. Все выпускаемые куклы маркировались номерами отливок, оканчиваюшимися на число девять. Кукольные головы Хандверк заказывал, в основном, на фабрике Зимона и Хальбига. Но модели он разрабатывал самостоятельно. Часто маркировка на кукольных головах ставилась двойная, обоих производителей.
К 1901 году заказов, в первую очередь из США, на его великолепные куклы поступает так много, что Хандверк вынужден их ограничить. В 1902 году, в возрасте всего 44 лет, Хандверк умирает от неизлечимой болезни почек. Его фабрику выкупает фирма Кэммера и Райнхарда (Kämmer & Reinhardt). Именно с этой покупки начинается успех и мировая известность компании K & R. Компания продолжает сотрудничать с фирмой Зимона и Хальбига. В 1903 году компания K & R получает патент и приступает к изготовлению кукол с так называемыми флиртующими глазами. Это, в том числе, куклы его знаменитой 126 серии « Mein Lieblingsbaby», выпускавшейся в период 1914-1930 годов.
В 1909 году на выставке в Мюнхене Франц Рейнхардт знакомится с берлинскими художниками, которые изготавливают для компании бронзовый бюст ребенка в возрасте шести недель, который служит первой моделью для создания „характерной“ куклы K & R. В Берлине разрабатывают также модели «Петер» и «Мари», эти куклы рассылались по всему миру, заказчикам приходилось ожидать долгое время, так много поступало заказов. Художник фирмы K & R. Карл Краузер разрабатывает новые модели, образцом для которых послужил внук Франца Рейнхарда. Эти куклы поступают в продажу под названиями «Ганс» и «Гретхен».Впервые они были представлены на Лейпцигской пасхальной ярмарке в 1909 году. Эти куклы известны также, как молд 114. Слева на фото изображена кукла K & R молд 121.
Затем появляются на свет «Эльза», «Карл», «Элиза», «Вальтер».
Компания была настолько успешной, что пережила гиперинфляцию, мировую экономическую депрессию и времена нацизма. Это была одна из первых индустриальных компаний, восстановленных после Второй мировой войны.
На фото справа - характерная кукла K & R "Mein neuer Liebling", выпущена в 1915 году. Голова куклы имеет маркировку "K & R Simon & Halbig 117n".
Кроме таких широко известных производителей, как Кестнер, Хандверк, Зимон и Хальбиг, Кэммер и Рейнхардт, в Тюрингии было много более мелких и менее известных кукольных фабрик. Среди них Карл Бергман (Carl Bergmann), Адольф Хюлс (Adolph Hülß), Альт, Бек и Готшальк (Alt, Beck & Gottschalck), Кёниг и Вернике (König & Wernicke), Ганс и Зейфарт (Gans & Seyfarth), а также многие другие производители фарфоровых кукол. Простое перечисление их имен заняло бы целую страницу.
Каждый из них внес свой вклад в историю кукол, предоставив нам возможность любоваться неувядающей прелестью и обаянием старинных фарфоровых красавиц.
Кукла фирмы Kley & Hanh, молд 250 Ранняя кукла фабрики Gebrüder Kühnlenz,1900
Галина Хайнце
http://tantelina.livejournal.com
Источники:
"Cieslik’s Lexikon der deutschen Puppenindustrie“, Marianne Cieslik Verlag, 1984.
Журнал Gildebrief: Heft2/1996, Heft2/1997, Heft3/1998, Heft1/2001.
Marco Tosa: "Puppen. Das verspielte Abbild vom Menschen", Battenberg Verlag, Augsburg 1994.