Немецкая индустрия по производству кукол с фарфоровыми головами в Тюрингии значительно возросла в конце XIX столетия и составила опасную конкуренцию парижским кукольным мастерам. Тюрингия является цитаделью немецкой кукольной индустрии. Для этого развития в богатой лесами Тюрингии имелись все предпосылки: богатые залежи коалиновой глины отличного качества, древесина как горючее для керамических печей и изготовления кукольных тел, а также хорошо развитая сеть железной дороги для транспорта и высокая плотность населения в качестве источника дешевой рабочей силы.
Тюрингские мастера славились производством фарфоровой посуды и декоративных фигур с начала XIX века и имели богатый опыт в этой области. У французских кукольных мастеров, таких как Jumeau, Bru и других, была взята идея производить кукол как французские bebe (с красивыми фарфоровыми головами, шарнирными конечностями и телами из дерева и композита), но гораздо более дешевых. Идея имела успех, и вскоре тысячи немецких кукол с маркировкой DEP (deponiert) экспортировались во Францию, там куклам изготавливались парики, одежда, и они поступали в продажу.
Во второй половине 19 столетия бисквитный фарфор вытеснил из кукольной индустрии глазированный фарфор. Бисквитный фарфор является лучшим материалом для изготовления кукольных голов, передающим тонкие и нежные оттенки, матовость и структуру детской кожи. Бисквитный фарфор применялся уже с 18 века для изготовления скульптур людей и животных, но получил широкое развитие лишь с внедрением в кукольное производство. Головы из этого материала, дважды обжигающиеся без глазировки, выглядели очень натурально.
Бисквитный фарфор состоит из каолина, полевого шпата и кварца. Именно тюрингская земля, как уже было отмечено выше, была особенно подходящей для производства бисквитного фарфора. С 1880 года начинается новая эра немецкой игровой фарфоровой куклы.
Головы с плечевой тарелкой (Brustköpfe) монтировались на кожаные туловища. Другим видом тел были тела из дерева, композита (древесные опилки с клеем) или папье-маше (прессованный картон). В продаже появляются куклы для купания с подвижными руками и ногами, говорящие, ходячие куклы.
Уже к 1900 году в Тюрингии насчитывается свыше 100 кукольных фарфоровых фабрик.
Мелкие фирмы зачастую не маркировали свою продукцию, поэтому в настоящее время некоторых кукол трудно идентифицировать. Куклы крупных фабрик имели на затылке или на нижнем краю плечевой тарелки штамп производителя, номер отливки (молд) и маркировку размера куклы.
На фото слева изображена кукла неизвестного зонненбергского мастера, выпущенная приблизительно в 1885-1890 годы. Справа фотография куклы Simon & Halbig с маркировкой D.E.P., приблизительно 1900 год. Голова куклы была изготовлена для фирмы Jumeau, Paris.
Одной из самых ранних в данной области является фирма Simon & Halbig (Зимон и Хальбиг), но имеется также много других, таких как Kestner (Кестнер), Handwerck (Хандверк) и Kammer & Reinhardt (Кэмер и Райнхард) в городе Вальтерсхаузен, Armand Marseille (Арманд Марсель) и Heubach (Хойбах) в Коппельсдорфе, Cuno & Otto Dressel (Куно и Отто Дрессель) в Зоннеберге, а также много других. К 1890 году Simon & Halbig были самыми известными производителями кукольных голов.
Они не только поставляли свою продукцию многим фирмам, но и сами выпускали готовых кукол по желанию заказчика. Поэтому иногда на головах имеется двойная маркировка, например SH и KR или SH и Jutta (bebe-кукла фирмы Cuno & Otto Dressel). Маленькие кукольные головки шли на изготовление так называемых marottes или кукол-маротте. Головы, украшенные колпаками Полишинеля или, иногда, Пьеро и маленькими бубенчиками монтировались на вращающейся палочке. Крошечная музыкальная шкатулка скрывалась под яркой одеждой. При вращении палочки звучала простая мелодия.
Новшеством этой фирмы было создание, например, куклы с тремя лицами, каждое из которых имело свое выражение, или куклы с двумя головами, известной под именем Topsy-Eva. Это было забавное существо, на одном конце была голова белолицей куклы, а на другом голова куклы-негритенка. Кукла была одета в юбочку, при переворачивании одна из голов исчезала в складках юбки. Именно Simon & Halbig начали первыми выпускать кукол различных рас. Это были прелестные куклы-негритята, куклы-китайцы, куклы-индийцы, основная масса которых шла на экспорт в Америку. На фотографии слева - кукла Simon & Halbig 1329, наряженная в этнический азиатский костюм. Справа кукла того же молда 1329 в японском костюме.
В то время существовали две фирмы Fleischmann & Bloedel (Фляйшман и Блодель) в Фюрте и просто Fleischmann в Зоннеберге, в Тюрингии, которые были тесно связаны сотрудничеством с французскими фирмами. Филиал фирмы Соломона Фляйшмана был, например, в Париже. Лондонский продавец игрушек Кремер в 1873 году отметил фирму Фляйшмана как одну из самых известных фирм по производству игрушек во всей области. Здесь работали 32 тысячи людей, включая надомных работников. Фирма выпускала различных кукол, на двух из которых были получены патенты, в 1870 году Eden Bébé и в 1898 году Triumph-Bébés. Среди кукол, изготовленных на этой фабрике, были механические ходячие куклы, говорящие и посылающие воздушные поцелуи. Фляйшман стал главным акционером в Союзе французских производителей кукол и игрушек, названным SFJB (Société Française de Fabrication de Bébés et Jouets), которое было организовано в 1899 году в целях соперничества с быстро развивающимися немецкими фирмами. (продолжение следует)
Галина Хайнце
http://tantelina.livejournal.com
Источники:
Mary Hiller: „ Puppen und Puppenmacher“, Mundus Verlag, 1986.
„Cieslik’s Lexikon der deutschen Puppenindustrie“, Marianne Cieslik Verlag, 1984.
Журнал Gildebrief: Heft4/1998, Heft1/1999, Heft1/2000.